КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМКамаз / СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ И СИСТЕМЫ СИЛОВОГО АГРЕГАТА / КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал (рис. 23) стальной, изготовлен горячей штамповкой, упрочен азотированном или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек.
Рис. 23. Коленчатый вал в сборе:
1 - вал коленчатый; 2 - маслоотражатель; 3 - шестерня ведущая; 4 - противовес задний; 5 - заглушка шатунной шейки; 6 - шестерня привода масляного насоса; 7 - противовес передний
Коленчатый вал имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках вала выполнены внутренние полости, закрытые заглушками 5, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с попереч- ными каналами в коренных шейках.
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены шестерня 6 привода масляного насоса и ведущая шестерня 3 в сборе с маслоотражателем 2.
Выносные противовесы 4 и 7 съемные, закреплены на валу прессовой посадкой.
Осевые перемещения коленчатого вала ограни- чены четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в проточках задней коренной опо ры так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.
Хвостовик коленчатого вала уплотнен резиновым самоподжимным сальником, установленным в картере маховика.
Маховик (рис. 24)
Рис. 24. Маховик:
1 - венец зубчатый; 2 - фиксатор маховика; 3 - маховик; 4, 8 - втулки установочные; 5- сухарь отжимного рычага сцепления; 6-болт крепления маховика; 7- кольцо опорное, пружинное; 9 - манжета ведущего вала коробки передач
из серого специального чугуна, закреплен болтами на заднем торце коленчатого вала и зафиксирован двумя штифтами и установочной втулкой 8. Зубчатый венец 1 посажен на маховик по горячепрессовой посадке и служит для пуска двигателя стартером. Число зубьев венца маховика 113.
На наружной поверхности маховика имеется паз под фиксатор 2 маховика, который используется при регулировании двигателя.
Шатуны 3 (рис. 25)
Рис. 25. Шатунно-поршневая группа:
1-поршень: 2-втулка верхней головки шатуна; 3-шатун; 4-болт шатунный; 5-крышка шатуна; 6-гайка; 7-метка одаренности; 8 - вкладыш нижней головки шатуна; 9 - кольцо стопорное; 10 - палец; 11 - кольцо маслосъемное; 12 - кольца компрессионные
стальные, двутаврового се- чения; нижняя головка выполнена с прямым и плоским разъемом. Шатун окончательно обработан в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы.
На крышке и шатуне нанесены метки спаренности 7 в виде трехзначных порядковых номеров.
При сборке метки на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.
На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено по два шатуна. Подшипниками скольжения служат втулка 2 из биметаллической ленты в верхней головке шатуна и съемные взаимозаменяемые вкладыши 8 — в нижней. Крышка шатуна закреплена двумя шатунными болтами 4 с гайками 6.
Поршни 1 из высококремнистого алюминиевого сплава со вставкой (специальный чугун) под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным покрытием юбки. На поршне установлены два компрессионных кольца 12 и одно маслосъемное кольцо 11. Компрессионные кольца в сечении представляют одностороннюю трапецию, изготовлены из чугу на специального химического состава. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, нижнего — молибденом.
Маслосъемное кольцо прямоугольного сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью.
В головке поршня расположена камера сгорания.
Подбором варианта исполнения поршня (табл. 2),
Таблица 2
ПОДБОР ПОРШНЯ ПО РАССТОЯНИЮ ОТ ОБРАЗУЮЩЕЙ
ШАТУННОЙ ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА В ВЕРХНЕМ ЕЕ
ПОЛОЖЕНИИ ДО УПЛОТНИТЕЛЬНОГО БУРТА ГИЛЬЗЫ
ЦИЛИНДРА (РИС. 26)
Индекс варианта исполнения поршня | L | L1 |
10 20 30 40 |
260,12... 260,24
260,24... 260,35 260,35... 260,46 260,46... 260,57 |
75,67... 75,71 75,78... 75,82 75,89... 75,93 76,00... 76,04 |
с целью уменьшения надпоршневого зазора, при сборке двигателя обеспечено выступаниe поршня над уплотнительным торцом гильзы в пределах 0,5...0,7 мм. Индекс варианта поршня нанесен на его днище: 10; 20; 30; 40, а также на нерабочем торце выступа гильзы. В запасные части поставляются поршни с индексом «10», которые при ремонте допускается устанавливать в гильзы с любым индексом.
Поршень с шатуном соединен пальцем 10 (см.
рис. 25) плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничено стопорными кольцами 9. Поршневой палец изготовлен из хромоникелевой стали в виде пустотелого цилиндрического стержня, упро чнен цементацией и закалкой.
Вкладыши подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна сменные, тонкостенные, трехслойные, с рабочим слоем из свинцовистой бронзы.
Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника колечатого вала невзаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.
Рис. 26. Схема замеров для подбора варианта исполнения поршня:
1 - шейка шатунная колен чатого вала; 2 - гильза цилиндра; 3 - поршень; L - расстояние от образующей шатунной шейки в верхнем ее положении до уплотнительного выступа гильзы; L1 - расстояние от оси отверстия под поршневой палец до днища поршня; а - выступание поршня
Смотрите также
Стеклоочиститель - Снятие и установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Снимите облицовку и накладку рамы ветрового стекла (см. подраздел 8.8).
3. Отверните винт крепления шумоизол ...
Карбюратор
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Снимать карбюратор с двигателя следует в основном для промывки от загрязнений и
смол, так как ремонт и регулировку большинства его систем и элементов можно
проводить без демонт ...
Подготовка автомобиля к выезду
Перед выездом проверьте техническое состояние автомобиля. Это займет не
более 15 мин, зато во время поездки вы будете уверены в исправности систем и
агрегатов. Рекомендуем выполнять эту проверку ...