ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА.Камаз / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ / ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА.
Автомобили и автопоезда
КамАЗ оборудованы
четырьмя автономными тормозными
системами:
рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной.
Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Кроме того, автомобиль оснащен приводом
аварийного растормаживания, обеспечивающим
возможность возобновления движения автомобиля
(автопоезда) при автоматическом его торможении
из-за утечки сжатого воздуха,
аварийной
сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими
следить за работой пневмопривода.
Тормозная система модернизированных автомобилей
КАМАЗ в отличие от серийных автомобилей
содержит:
— одноцилиндровый компрессор производительностью
380 л/мин при противодавлении 0,7 МПа (7
кгс/см2) и оборотах двигателя
2200 об/мин;
— управление рабочими тормозами осуществляется
двухсекционным тормозным краном с подвесной
педалью, установленной на передней панели
кабины;
— вместо блока защитных клапанов
применен
четырехконтурный защитный клапан;
— для охлаждения сжатого воздуха устанавливается
охладитель;
— ускорительный клапан в магистрали
контура II
тормозной системы для уменьшения времени
срабатывания
тормозов задней тележки;
— пропорциональный клапан (только для
КАМАЗ-
65115);
— вместо соединительных головок типа «Палм»
устанавливаются автоматические головки.
Система тормозная рабочая предназначена для
уменьшения скорости движения автомобиля или
полной его остановки. Тормозные механизмы рабо-
чей тормозной системы установлены на всех шести
колесах автомобиля. Привод рабочей тормозной
системы — пневматический двухконтурный, он приводит
в действие раздельно тормозные механизмы
передней оси и задней тележки автомобиля.
Управляется
привод ножной педалью, механически связанной
с тормозным краном. Исполнительными
органами привода рабочей тормозной
системы являются
тормозные камеры.
Система тормозная запасная предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей системы.
Система тормозная стояночная обеспечивает торможение
неподвижного автомобиля на горизонтальном
участке, а также на уклоне и при
отсутствии
водителя. Стояночная тормозная система на автомобилях
КамАЗ выполнена как единое целое с запасной
и для ее включения рукоятку ручного крана
следует установить в крайнее (верхнее)
фиксированное
положение.
Таким образом, в автомобилях
КамАЗ тормозные
механизмы задней тележки являются общими для
рабочей, запасной и стояночной тормозных
систем,
а две последние имеют, кроме того, и общий пневмати
ческий привод.
Система тормозная вспомогательная автомобиля
служит для уменьшения нагруженности
и температуры
тормозных механизмов рабочей тормозной
системы. Вспомогательной тормозной системой
на автомобилях КамАЗ является моторный тормоззамедлитель,
при включении которого перекрываются
выпускные трубопроводы двигателя
и отклю
чается подача топлива.
Система растормаживания аварийная предназна
чена для оттормаживания пружинных энергоаккумуляторов
при их автоматическом срабатывании
и остановке автомобиля вследствие утечки
сжатого
воздуха в приводе. Привод
системы аварийного
растормаживания сдублирован: кроме пневмати
ческого привода имеются винты аварийного
оттормаживания
в каждом из четырех пружинных
энергоаккумуляторов, что
позволяет растормозить
последние механическим путем.
Система аварийной сигнализации и контроля состоит
из двух частей:
1. Световой и акустической сигнализации о работе
тормозных систем и их приводов.
В различных
точках пневматического привода встроены пневмоэлектри
ческие датчики, которые при действии
любой
тормозной системы, кроме вспомогательной,
замыкают цепи электрических
ламп «стоп-сигнала».
Датчики падения давления установлены в ресиверах
привода и при недостаточном давлении в последних
замыкают цепи сигнальных электрических
ламп,
расположенных на панели приборов автомобиля, а
также цепь звукового сигнала (зуммера).
2. Клапанов контрольных выводов, с помощью
которых производится диагностика технического
состояния пневматического тормозного
привода, а
также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.
На автомобилях-тягачах
КамАЗ установлен также
комплекс пневматических аппаратов для приведения
в действие тормозных механизмов
прицепа
(полуприцепа) с однопроводным и двухпроводным
приводом. Наличие на тягачах такого
привода обеспе
чивает их агрегатирование с любыми
прицепами
(полуприцепами), имеющими пневматический привод
тормозных механизмов.
Ниже приведены основные технические данные тормозных систем (табл. 45).
Модель автомобиля | 5320 5410 |
53212 53213 54112 |
53215 54115 |
55111 53229 |
65115 | 43101 | 43114 43115 43118 44108 |
4326 | 53228 6426 65111 |
Длина регулировочного рычага, мм: — передней оси | 125 | 150 | 125 | 150 | 125 | 150 | |||
— задней оси | 125 | 150 | 125 | ||||||
Ход штоков тормозных камер, мм: — передней оси | 20-30 | 25-35 | 20-30 | 25-35 | 20-30 | 25-35 | |||
— задней тележки | 20-30 | 25-35 | 20-30 | 20-30 | |||||
Тип тормозных камер: — передней оси | 24 | 24 | 30 | 24 | 30 | 24 | 24/30 | ||
— задней тележки | 20/20 | 24/24 | |||||||
Диаметр барабана, мм | 400 | ||||||||
Ширина накладок, мм | 140 | ||||||||
Суммарная площадь накладок, мм2 | 6300 | 4200 | 6300 | ||||||
Длина рычага регулятора тормозных сил, мм | 110 | 90 | Нет регулятора |
90 | 138 | 90 | |||
Статический прогиб задней подвески, мм | 40 | 35 | 35 | 50 | 35 |
Тормозные механизмы (рис. 285)
Рис. 285. Тормозной механизм:
1 - ось колодки; 2 - суппорт; 3 - щиток; 4 - гайка оси; 5 - накладка осей колодок; 6 - чека оси колодки; 7 - колодка тормозная; 8 - пружина; 9 - накладка фрикционная; 10-кронштейн разжимного кулака; 11 - ось ролика; 12 - кулак разжимной; 13 - ролик; 14 - рычаг регулировочный
установлены на
всех шести колесах автомобиля, основной узел тор
мозного механизма смонтирован на суппорте 2,
жестко связанном с фланцем моста. На эксцентрики
осей 1, закрепленные в суппорте, свободно
опираются
две тормозные колодки 7 с прикрепленными
к ним фрикционными накладками 9, выполненными
по серповидному профилю в соответствии
с характером
их износа. Оси колодок с эксцентричными
опорными
поверхностями позволяют при сборке тормозных
механизмов правильно сцентрировать колодки
относительно тормозного барабана. Тормозной барабан
крепится к ступице колеса пятью болтами.
При торможении колодки раздвигаются S-образным кулаком 12 и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения.
В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8.
Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10,
прикрепленном к суппорту болтами. На этом кронштейне
устанавливается тормозная камера.
На конце
вала разжимного кулака установлен регулировочный
рычаг 14 червячного типа,
соединенный со штоком
тормозной камеры при помощи вилки
и пальца.
Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защищает тормозной механизм от грязи.
Регулировочный рычаг предназначен для уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном, увеличивающимся вследствие износа фрикционных накладок. Устройство регулировочного ры- чага показано на рис. 286.
Рис. 286. Регулировочный рычаг:
1- крышка; 2 - заклепка; 3 - колесо зубчатое; 4 - заглушка; 5 - червяк; 6 - корпус; 7 - втулка; 8 - болт стопорный; 9 - пружина фиксатора; 10 - шарик фиксатора; 11 - ось червяка; 12 - масленка
Регулировочный рычаг
имеет стальной корпус 6 с втулкой 7.
В корпусе
находится червячное зубчатое
колесо 3 со шлицевыми
отверстиями для установки на разжимной кулак
и червяк 5 с запрессованной в него осью 11. Для
фиксации оси червяка имеется стопорное устройство,
шарик 10 которого входит в
лунки на оси 11
червяка под действием пружины 9, упирающейся в
стопорный болт 8. Зубчатое колесо удерживается от
выпадания крышками 1, прикрепленными к корпусу
6 рычага. При повороте оси (за квадратный конец)
червяк поворачивает колесо 3, а вместе
с ним повора
чивается разжимной кулак, раздвигая колодки и
уменьшая зазор между колодками и тормозным
барабаном. При торможении регулировочный рычаг
поворачивается штоком тормозной камеры.
Перед регулированием зазора стопорный болт 8 необходимо ослабить на один-два оборота, после регулировки болт надежно затянуть.
Привод тормозных механизмов.
Принципиальные
схемы привода приведены на рис. 287-292.
Рис. 287. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля мод. 5320:
А - контрольный вывод контура IV; В, Е - клапаны контрольных выводов III контура; С - вывод контрольный контура I; D - вывод контрольный контура II; N - магистраль тормозная управляющая двухпроводного привода; Р - магистраль соединительная однопроводного привода; R - магистраль питающая двухпроводного привода; 1 - камеры тормозные типа 24; 2 - кран управления стояночной тормозной системой; 3 - кран аварийного растормаживания стояночной тормозной системы; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - манометр двухстрелочный; 6 - лампы контрольные и звуковой сигнализатор; 7 - клапан контрольных выводов; 8 - клапан ограничения давления; 9 - компрессор; 10 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 - регулятор давления; 12 - предохранитель от замерзания; 13 - клапан двойной защитный; 14 - датчик включения электромагнитного клапана тормозного механизма прицепа; 15 - батареи аккумуляторные; 16 - кран двухсекционный тормозной; 17 - клапан тройной защитный; 18 - датчик падения давления в ресивере; 19 - краны слива конденсата; 20 - ресивер конденсационный; 21 - клапан отбора воздуха; 22 - ресиверы контура II; 23 - пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательной тормозной системы; 24, 25 - ресиверы I и III контуров; 26 - камеры тормозные типа 20х20; 27 - датчик включения контрольной лампы стояночной тормозной системы; 28 - энергоаккумуляторы; 29 - клапан ускорительный; 30 - регулятор автоматический тормозных сил; 31 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 - клапан двухмагистральный; 33 - датчик включения сигнала торможения; 34 - клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35 - клапан одинарный защитный; 36 - фонари задние; 37 - краны разобщительные; 38, 39 - соединительные головки типа А и типа “Палм”
Рис. 288. Схема пневматического привода тормозных
механизмов автомобилей КамАЗ-53229,-65115,- 54115,-43253:
1 - водоотделитель; 2 - компрессор; 3 - охладитель; 4 - четырехконтурный защитный клапан;5 - автоматической регулятор тормозных сил; 6 - регулятор давления; 7 - выключатель сигнала торможения; 8 - тормозной кран; 9 - пневмоцилиндры привода заслонки механизма вспомогательной тормозной системы; 10 - кран управления стояночной тормозной системой; 11 - пропорциональный клапан; 12 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 13 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 14 - манометр; 15 - тормозные камеры типа 30/30; 16 - ресивер контура 1Y; 17 - ресиверы контура 11; 18 - кран слива конденсата; 19 - тормозные камеры типа 20/20; 20,24 - ускорительные клапаны; 21- двухмагистральный перепускной клапан; 26 выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы; 23 - ресивер контура III; 25 - ресивер контура I; 26 - выключатель контрольной лампы падения давления воздуха в контуре III; 27 - кран экстренного растормаживания
Рис. 289. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-4326:
1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор; 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 - двухмагистральный перепускной клапан; 12–4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 - выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа А; R - к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура; 33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания
Рис. 290. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-43118,-65111
Рис. 291. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-43101, 43114:
1 - тормозные камеры типа 24; 2 (А, В, С) - контрольные выводы; 3 - пневмоэлектрический выключатель элетромагнитного клапана прицепа; 4 - кран управления вспомогательной тормозной системой; 5 - двухстрелочный манометр; 6 - компрессор; 7 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - водоотделитель; 9 - регулятор давления; 11 - двухмагистральный перепускной клапан; 12–4-х контурный защитный клапан; 13 - кран управления стояночной тормозной системой; 14 - теплообменник; 15 - двухсекционный тормозной кран; 17 - пневмоцилиндры привода заслонок механизма вспомогательной тормозной системы; 18 - ресивер контура I; 19 - ресивер потребителей; 20 - выключатель сигнализатора падения давления; 21 - ресивер контура III; 22 - ресиверы контура II; 23 - кран слива конденсата; 24 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами; 25, 28 - ускорительные клапаны; 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом; 27 - выключатель сигнализатора стояночной тормозной системы; 29 - клапан управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом; 30 - автоматические соединительные головки; 31 - соединительная головка типа А; R - к питающей магистрали двухпроводного привода; Р - к соединительной магистрали однопроводного привода; N - к управляющей магистрали двухпроводного привода; 31- датчик падения давления в ресиверах I контура; 32- датчик падения давления в ресиверах II контура; 33-датчик стоп- сигнала; 34-кран экстренного растормаживания
Рис. 292. Схема пневматического привода тормозных механизмов автомобилей
КамАЗ-53228
Источником сжатого воздуха в
приводе является
компрессор 9. Компрессор, регулятор давления 11,
предохранитель 12 от замерзания конденсата,
конденсационный
ресивер 20 составляют питающую
часть привода, из которой
очищенный сжатый воздух
под заданным давлением подается в необходимом
количестве в остальные части пневматического
тормозного привода и к другим
потребителям сжатого
воздуха. Пневматический тормозной
привод
разбит на автономные контуры, отделенные друг от
друга защитными клапанами. Каждый контур дей
ствует независимо от других контуров, в том числе и
при возникновении неисправностей. Пневматический
тормозной привод состоит из пяти
контуров,
разделенных одним двойным и одним тройным
защитными клапанами.
Контур I привода рабочих тормозных механизмов передней оси состоит из части тройного защитного клапана 17; ресивера 24 вместимостью 20 л с краном слива конденсата и датчиком 18 падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 5; нижней секции двухсекционного тормозного крана 16; клапана 7 контрольного вывода (С); клапана 8 ограни чения давления; двух тормозных камер 1; тормозных механизмов передней оси тягача; трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.
Кроме того, в контур входит трубопровод от нижней секции тормозного крана 16 до клапана 81 управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.
Контур II привода рабочих тормозных механизмов
задней тележки состоит из части тройного
защитного клапана 17; ресиверов 22 общей вместимостью
40 л с кранами 19 слива конденсата и
датчиком 18 падения давления в ресивере;
части
двухстрелочного манометра 5; верхней секции двухсекционного
тормозного крана 16; клапана контрольного
вывода (D) автоматического регулятора
тормозных сил 30 с упругим элементом; четырех
тормозных камер 26; тормозных механизмов задней
тележки (промежуточного и заднего мостов); трубопроводов
и шланга между этими аппаратами. В
контур входит также трубопровод от верхней секции
тормозного крана 16 к клапану 31 управления тормозными
механизмами с двухпроводным
приводом.
Контур III привода механизмов запасной и
стояно
чной тормозных систем, а также, комбинированного
привода тормозных механизмов
прицепа (полуприцепа)
состоит из части двойного защитного
клапана 13; двух ресиверов 25 общей вместимостью
40 л с краном 19 слива конденсата и датчиком 18
падения давления в ресиверах; двух клапанов 7
контрольного вывода (В и Е) ручного тормозного
крана 2; ускорительного клапана 29; части двухмагистрального
перепускного клапана 32; четырех
пружинных энергоаккумуляторов 28 тормозных камер;
датчика 27 падения давления в магистрали
пружинных энергоаккумуляторов; клапана 31 управления
тормозными механизмами прицепа с двухпроводным
приводом; одинарного защитного клапана
35; клапана 34 управления тормозными механизмами
прицепа с однопроводным приводом;
трех разобщительных кранов 37 трех
соединительных
головок; головки 38 типа А однопроводного
привода тормозных механизмов прицепа и двух
головок 39 типа “Палм” двухпроводного
привода
тормозных механизмов
прицепа; пневмоэлектри-
ческого датчика 33 “стоп-сигнала”, трубопроводов и
шлангов между этими
аппаратами. Следует отметить,
что пневмоэлектрический датчик 33 в контуре
установлен таким образом, что он обеспечивает
включение ламп “стоп-сигнала” при торможении
автомобиля не только запасной (стояночной) тормозной
системой, но и рабочей, а также в случае
выхода из строя одного из контуров
последней.
Контур IV привода вспомогательной тормозной
системы и других потребителей
не имеет своего ресивера
и состоит из части двойного защитного клапана
13; пневматического крана 4; двух цилиндров 23
привода
заслонок; цилиндра 10 привода рычага
останова
двигателя; пневмоэлектрического датчика
14; трубопроводов
и шлангов между этими
аппаратами.
От контура IV привода механизмов вспомогательной
тормозной системы сжатый воздух
поступает
к дополнительным (не тормозным) потребителям;
пневмосигналу, пневмогидравлическому усилителю
сцепления, управлению агрегатами трансмиссии
и пр.
Контур V привода аварийного растормаживания не имеет своего ресивера и исполнительных органов.
Он состоит из части тройного защитного клапана 17;
пневматического крана 4; части двухмагистрального
перепускного клапана 32; соединяющих
аппараты
трубопроводов и шлангов.
Пневматические тормозные приводы тягача и
прицепа соединяют три магистрали: магистраль
однопроводного
привода, питающая и управляющая
(тормозная) магистрали двухпроводного
привода.
На седельных тягачах соединительные
головки 38 и
39 находятся на концах трех гибких шлангов указанных
магистралей, закрепленных на поддерживающей
штанге. На бортовых автомобилях головки 38 и 39
установлены на задней поперечине рамы.
Для улучшения влагоотделения в
питающей части
тормозного привода автомобилей мод. 53212, 53213
на участке компрессор — регулятор давления дополнительно
предусмотрен влагоотделитель, установленный
на первой поперечине автомобиля в
зоне интенсивного обдува.
С этой же целью на всех моделях автомобиля
КамАЗ на участке предохранитель от замерзания —
защитные клапаны предусмотрен
конденсационный
ресивер вместимостью 20 л. На самосвале 55111
отсутствует аппаратура управления тормозными механизмами
прицепа, разобщительные краны,
соединительные
головки.
Для наблюдения за работой пневматического тормозного
привода и своевременной сигнализации о
его состоянии и возникающих неисправностях в
кабине на щитке приборов имеются пять сигнальных
лампочек, двухстрелочный манометр,
показывающий
давление сжатого воздуха в ресиверах двух
контуров (I и II) пневматического привода рабочей
тормозной системы, и зуммер,
сигнализирующий об
аварийном падении давления сжатого воздуха в
ресиверах любого контура тормозного
привода.
Механизм вспомогательной тормозной системы (рис.293).
Рис. 293. Механизм вспомогательной тормозной системы:
1 - корпус; 2 - рычаг поворотный; 3 - заслонка; 4 - вал
В приемных трубах глушителя установлены корпус
1 и заслонка 3, закрепленная на валу 4. На валу
заслонки закреплен также поворотный рычаг 2,
соединенный
со штоком пневмоцилиндра. Рычаг 2
и связанная
с ним заслонка 3 имеют два положения. Внутренняя
полость корпуса сферическая. При выключении
вспомогательной тормозной системы заслонка 3 устанавливается
вдоль потока отработавших газов,
а при
включении — перпендикулярно
потоку, создавая
определенное противодавление в выпускных коллекторах.
Одновременно прекращается подача топлива.
Двигатель начинает работать в режиме компрессора.
Смотрите также
Система зажигания двигателя мод. 3313 - Катушки зажигания - Техническая
характеристика
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Сопротивление первичной обмотки, Ом 0,35 – 0,40
Сопротивление вторичной обмотки, Ом 4,19 – 4,50
Индуктивность первичной обмотки, мГн 2,20 – 2,50
Индуктивность вторичной обмотки, ...
Сборка коробки передач
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Запрессуйте с помощью
соответствующей оправки
сальники в картеры
сцепления и коробки
передач. Cмажьте рабочую
кромку сальников смазкой
Литол-24.
Пред ...
Заключение
В работе был
выполнен расчёт колодочного тормоза, расчёт обеспеченности тормозными
средствами поезда и проведена оценка эффективности работы тормозной системы
поезда. Допустимая сила нажатия тормоз ...