Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборкаВАЗ 2109 / Двигатель и его системы / Поршень с шатуном. Разборка, дефектовка и сборка
Поршень с шатуном:
1 - гайка шатунного болта
2 - шатунные вкладыши
3 - шатун
4 - поршневой палец
5 - канавка верхнего компрессионного кольца
6 - канавка нижнего компрессионного кольца
7 - канавка маслосъемного кольца
8 - поршень
9 - шатунный болт
10 - крышка шатуна
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от
диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех
классов:
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм,
второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и
уменьшенную
на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца
ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого
ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Номинальные размеры цилиндров и поршней
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор
определяется как
разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор
равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает
0,15
мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно
ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под
следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного
размера.
Примечание 1
Примечание 2
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через
0,004 мм.
Класс пальца маркируется на его торце краской.
Размерные классы поршневых пальцев и поршней
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Рекомендуем снимать
поршневые кольца
специальным съемником.
Если его нет, аккуратно
раздвиньте замок кольца и
снимите кольцо с поршня.
Аналогичным образом
снимите остальные кольца.
2. С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна.
3. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни.
4. Для определения зазора
измерьте диаметр цилиндра
(см. подраздел 11.8.) и
диаметр поршня, который
измеряют микрометром в
плоскости,
перпендикулярной оси
поршневого пальца, на
расстоянии 51,5 мм от
днища поршня.
5. Измерьте щупом зазор
между кольцами и
канавками на поршне в
нескольких местах по
периметру. Если зазор
превышает предельно
допустимый (см.
примечание 1), замените
поршни с кольцами.
6. Вставьте поршневое
кольцо в специальную
оправку и измерьте зазор в
замке. Вместо оправки
можно вставить кольцо в
цилиндр и продвинуть его
поршнем, чтобы кольцо
встало без перекосов. Если
зазор превышает предельно
допустимый, замените
кольцо (см. примечание 2).
Если зазор меньше 0,25 мм,
осторожно спилите
надфилем концы кольца.
7. Проверьте посадку
поршневого пальца в
поршне. Для этого смажьте
поршневой палец моторным
маслом и вставьте его в
поршень. Палец должен
входить в поршень
свободно от нажатия
большим пальцем руки.
8. Переверните поршень
так, чтобы палец встал
вертикально, при этом он
не должен выпадать из
поршня под действием
собственного веса. Если
палец выпадает из поршня,
возьмите палец следующего
класса. Если из поршня
выпадает палец третьего
класса, замените поршень и
палец.
9. Осмотрите шатунные
вкладыши. Если на них
имеются трещины, задиры,
выкрашивание – замените
вкладыши.
10. Осмотрите шатуны с
крышками. Замените
погнутые шатуны.
11. Наденьте поршневой
палец 2 на валик 1
приспособления для
установки поршневого
пальца с надетым на него
дистанционным кольцом 5.
Затем оденьте
направляющую втулку 3 и
закрепите ее винтом 4, не
затягивая винт. Размеры
дистанционного кольца:
наружный диаметр 22 мм,
внутренний – 15 мм,
толщина – 4 мм.
12. Нагрейте верхнюю
головку шатуна до 240 °С в
печи в течение 15 минут.
Зажмите шатун в тисках,
установите на него поршень
(см. примечание), чтобы
отверстия под палец
совпали, и вставьте до
упора приспособление с
пальцем в отверстия
поршня и шатуна. Для
правильной установки
пальца поршень должен
прижиматься бобышкой к
верхней головке шатуна в
направлении запрессовки.
13. После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец
через отверстие в бабышках поршня.
Предупреждение
Шатуны обрабатываются совместно с крышками,
поэтому их нельзя разукоплектовывать.
Если при сборке шатунно-поршневой группы
устанавливаются новые детали, подберите поршни к
цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые
пальцы и поршни также нужно подобрать по классу.
Примечание
Сборку поршня с шатуном нужно производить как можно
быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После
охлаждения шатуна изменить положение пальца будет
невозможно.
Обозначение ремонтного размера:
1-й ремонтный – треугольник,
2-й ремонтный – квадрат.
Обозначение группы по массе:
нормальная – “Г”,
увеличенная на 5 грамм – “+”,
уменьшенная на 5 грамм – “-”.
14. Смажьте моторным
маслом поршневые кольца
и канавки на поршне.
Наденьте съемником или
вручную поршневые кольца
соответственно
соориентировав их.
Проверьте легкость
перемещения колец в
канавках.
15. Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “ВАЗ”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня.
16. На нижнем
копрессионном кольце
имеется проточка. Кольцо
должно устанавливаться
проточкой вниз. Перед
установкой маслосъемного
кольца поверните
пружинный расширитель
так, чтобы его замок
находился с
противоположной стороны
от замка кольца.
17. Поверните поршневые
кольца так, чтобы их замки
располагались под углом
120° друг к другу.
18. Вставьте вкладыш в
нижнюю головку шатуна,
при этом фиксирующий
выступ на вкладыше
должен войти в паз головки
шатуна.
19. Вставьте вкладыш в
крышку шатуна так, чтобы
фиксирующий выступ на
вкладыше вошел в паз
крышки шатуна.
Смотрите также
Особенности ремонта двигателя ВАЗ-2112 - Снятие и установка силового
агрегата
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Подвеска силового агрегата с двигателем 2112
1 – кронштейн на правом лонжероне кузова;
2 – нижний ограничитель подушки;
3 – подушка правой опоры;
4 – верхний ограничитель подушк ...
Система питания карбюраторних двигателей - Ремонт карбюратора
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Общий вид карбюратора
1 – ускорительный насос;
2 – экономайзер мощностных режимов;
3 – электромагнитный клапан ЭПХХ;
4 – крышка карбюратора;
5 – диафрагменный механизм пусковог ...
Прикуриватель - Замена лампы подсветки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для подсветки прикуривателя используется лампа А12-4.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
2. Снимите облицовку туннеля пола (см. ...