КОРОБКА ПЕРЕДАЧКамаз / СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ И СИСТЕМЫ СИЛОВОГО АГРЕГАТА / КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели
коробок передач: на одиночных автомобилях —
пятиступенчатая коробка передач модели 14; на автомобилях-
тягачах, предназначенных для работы в
составе
автопоездов, — десятиступенчатая коробка переда
ч модели 15, состоящая из основной пятиступен-
чатой коробки передач и переднего двухступенчатого
редуктора-делителя. Делитель
имеет высшую и низшую
(прямую) передачи и в сочетании с основной
пятиступенчатой коробкой позволяет
получать десять
передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тяговоэкономи ческие качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
На модернизированных моделях автомобилей
повышенной
грузоподъемности устанавливаются коробки
передач модели 152, имеющие следующие конструктивные
отличия от коробки передач модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя,
каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения
высоты зубьев;
— упрощена пневматическая схема управления
делителем передач (исключены два воздухопровода,
колодка крепления воздухопроводов) за счет
применения
пластмассовых воздухопроводов от крана управления
делителем;
— применены бесшпоночные соединения шестерен
и промежуточного вала за счет увеличения
натяга;
— исключено замковое устройство в шлицевом
соединении каретка синхронизатора 4-5 передач-
вал вторичный коробки передач (в целях повышения
долговечности соединения);
— для предотвращения самовыключения 4
и 5
передач применено четырехградусное утонение зубьев
муфт каретки синхронизатора4-5 передач (вместо
полутороградусного) и, соответственно, зубьев
муфты первичного вала и шестерни 4 передачи,также
увеличена высота зубьев муфт;
— установлен подшипник передней опоры втори
чного вала большей нагрузочной
способности;
— расширен зубчатый венец шестерни
4 передачи
для увеличения несущей способности.
Коробка передач модели 14 (рис. 128)
Рис. 128. Коробка передач модели 14:
1 - вал ведущий; 2 - крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 - прокладки регулировочные; 4 - шток рычага; 5 - кольцо защитное; 6 - крышка опоры рычага; 7 - сухарь опоры рычага; 8 - кольцо уплотннтельное; 9 - опора штока; 10 - пружина; 11 - опора рычага переключения передач; 12 - ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 - блок шестерен заднего хода; 15 - роликоподшипник: 16 - болт со штифтом; 17 - шайба стопорная; 18 - крышка верхняя; 19, 32, 36 - прокладки уплотнительные; 20 - крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 - кольцо стопорное; 22 - шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 - червяк привода спидометра; 25, 39 - манжеты уплотнптельные; 26 - гайка крепления фланца; 27 - фланец крепления карданного вала; 28 - стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 - крышка подшипника; 30 - роликоподшипник сферический: 33 - вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 - картер сцепления; 40 - вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 - муфта выключения сцепления
состоит
из
следующих основных узлов: картера
34 коробки
передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведо-
мый 35 и промежуточный 33 валы в сборе
с шестернями,
синхронизаторами и подшипниками; блока
шестерен 14 заднего хода; верхней крышки
18 коробки
с механизмом переключения передач в сборе. К
переднему торцу картера коробки
передач прикреплен
картер 38 сцепления.
Подшипники валов закрыты крышками
с уплотнительными
прокладками. Крышка 2 заднего подшипника
ведущего вала внутренней расточкой
центрируется
по наружной обойме подшипника; поверхность
крышки, обработанная по внешнему диаметру,
является центрирующей поверхностью для
картера сцепления. Во внутреннюю
полость крышки
вставлены две самоподжимные манжеты 39.
Рабочие
кромки манжет имеют правую насечку. Внутренняя
полость большего диаметра предназначена для размещения
в ней маслонагнетающего устройства; спиральные
лопатки на торце крышки препятствуют
раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим
кольцом, уменьшая тем самым
центробежные
силы, а значит способствуют повышению
избыточного давления масла в полости нагнетания. В
верхней части крышки имеется отверстие для подвода
смазки из маслонакопителя коробки передач
полость нагнетания. Крышка 20 заднего подшипника
ведомого вала крепится к заднему торцу картера
коробки передач и центрируется по наружной обойме
заднего подшипника 22 ведомого вала.
В задней части
крышки установлена манжета 25 с пыльником, на
рабочей кромке которой имеется левая насечка. В
нижней части крышки в специальной расточке помещен
валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис.
129)
Рис. 129. Коробка передач модели 14. Вид сзади:
1 - рычаг переключения передач; 2 - штифт уплотнительный; 3 - винт установочный;
4 - рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 - крышка люка отбора мощности; 6 -
прокладка уплотнительная; 7 - пробка с указателем уровня масла; 8 - пробка
сливная с магнитом; 9 - пробка сливная; 10 - шестерня привода спидометра; 11 -
втулка шестерни; 12 - шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 - шестерня
ведомая привода датчика спидометра; 14 - валик привода спидометра; 15 - манжета
уплотнительная; 16 - фланец датчика спидометра
червячной пары привода спидометра.
На выступа
ющем конце валика, имеющем лыску,
установлена
ведущая шестерня 12 цилиндрической
пары сменных
шестерен привода спидометра.
Ведомая цилиндри
ческая шестерня 13 установлена на валике 14
привода спидометра, который вращается в расточке
фланца 16 датчика привода спидометра.
Полость
сменных шестерен изолирована от масляной ванны
коробки передач, а шестерни смазываются консистентной
смазкой ЦИАТИМ-201, закладываемой
при
сборке. От вытекания смазка удерживается маслосгонной
резьбой, выполненной на валике, и манжетой.
Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи (табл. 21).
В приливах правой стенки картера
коробки переда
ч выполнена расточка, в которую запрессована ось
12 (см. рис. 128) блока шестерен заднего хода. Для
предотвращения от выпадания ось закреплена
стопорной
шайбой 17, привернутой болтом 16,
имеющим
сверление, в которое вставлен пластмассовый
штифт. Штифт уплотняет резьбовое
соединение и
препятствует вытеканию
смазки.
Масло в коробку передач заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера.
Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным
щупом. В нижней части картера в бобышки ввернуты
сливные пробки 8 и 9 (см. рис. 129), в пробку 8
вмонтирован магнит, улавливающий металлические
частицы, которые могут находиться в масле. С двух
сторон картера имеются люки для установки коробок
отбора мощности, которые закрыты крышками
5 с
уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены
по ГОСТ 12323—66. Допустимый отбор мощности
по
22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка.
Отбор мощности
при движении автомобиля не допускается.
Во внутренней полости картера
в передней части
левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении
шестерен забрасывается масло и по сверлению в
передней стенке картера поступает в
полость задней
крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.
В верхней правой части задней стенки выполнен
масляный карман, куда масло забрасывается вращением
шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению
в стенке картера поступает в
полость задней
крышки ведомого вала для смазывания червячной
пары привода спидометра. Шестерни коробки
передач
скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями
по пятну контакта и уровню шума.
Ведущий вал коробки передач (рис. 130)
Рис. 130. Ведущий вал в сборе:
1 - вал ведущий; 2 - подшипник шариковый; 3 - кольцо стопорное подшипника; 4 - гайка кольцевая; 5 - кольцо маслонагнетающее; 6 - шарик стопорный
выполнен заодно с шестерней; его передней опорой является
шариковый подшипник, расположенный в расточке
коленчатого вала. Полость подшипника заполнена
смазкой 158 и уплотнена манжетой.
На задний конец
вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник
2 и маслонагнетающее кольцо 5, которое
от проворачивания на валу застопорено шариком 6.
Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 4, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала.
Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в полость нагнетания.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис. 128) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал 1 (рис. 131)
Рис. 131. Промежуточный вал в сборе:
1 - вал промежуточ- ный; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - шестерня привода промежуточного вала; 4 - кольцо стопорное; 5 - втулка распорная; 6 - шестерня IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - шпонка сегментная
выполнен заодно
с венцами шестерен первой, второй передач и переда
чи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы
и закреплены сегментными шпонками 8
шестерни 7 и 6 третьей и четвертой
передач и
шестерня 3 привода промежуточного вала.
Ведомый вал 16 (рис. 132)
Рис. 132. Ведомый вал в сборе:
1 - кольцо стопорное; 2 - подшипник передний роликовый; 3 - синхронизатор IV и V передач; 4 - кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 - втулка шестерни IV передачи; 7 - шестерня III передачи; 8 - подшипник роликовый; 9 - синхронизатор II и III передач; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня заднего хода: 12 - муфта включения I передачи и заднего хода; 13 - втулка шестерни I передачи; 14 - шестерня I передачи; 15 - шайба упорная; 16 - вал ведомый; 17 - втулка шестерни заднего хода; 18 - шестерня IV передачи; 19 - пружина: 20 - втулка промежуточная; 21 - шпонка замковая
в сборе с шестернями
и
синхронизаторами установлен соосно с ведущим ва
лом. На переднем конце вала посажен подшипник 2 с
приставным внутренним кольцом,
все шестерни вала
установлены на роликовых подшипниках,
из которых
подшипник шестерни четвертой передачи
насыпной,
без сепаратора. Шестерни 18 и 7 четвертой
и третьей
передач в осевом направлении закреплены упорным
кольцом 4 с внутренними шлицами, которое
установлено
в выточке вала таким образом, что его шлицы
расположены против шлицев вала, и застопорено от
проворачивания подпружиненной замковой шпонкой
21. По оси вала просверлен канал для подвода смазки
по радиальным отверстиям к
подшипникам шестерен.
Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.
Механизм переключения передач (рис. 133)
Рис. 133. Механизм переключения передач:
1 - заглушка; 2 - крышка верхняя коробки передач; 3 - вилка переключения IV и V передач; 4 - винт установочный; 5 - проволока шплинтовочная; 6 - вилка переключения II и III передач; 7 - вилка переключения I передачи и заднего хода
смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач
и
состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переклю-
чения, двух головок штоков, трех фиксаторов (рис.
134),
Рис. 134. Замок и фиксаторы механизма переключения:
1 - шарик замка; 2 - стакан стопорного шарика; 3 - пружина стопорного шарика; 4 - штифт замка; 5 - шарик стопорный фиксатора
предохранителя 2 (рис. 135)
Рис. 135. Предохранитель механизма переключения передач:
1 - пружина предохранителя; 2 - предохранитель; 3 - толкатель предохранителя
включения первой
передачи и заднего хода а также замка штоков.
Замок
штоков состоит из двух
пар шариков 1 (см. рис. 134)
и штифта. 4. Шарики расположены между штоками
во втулках, штифт
находится в отверстии среднего
штока между шариками.
Диаметры шариков
и расстояния
между штоками выбраны таким образом,
что при перемещении любого штока из среднего
положения шарики выходят из лунок перемещаемого
штока, и входят в лунки неподвижных штоков,
блокируя их с корпусом. Сверху на крышку механизма
переключения установлена опора 11 рычага (см.
рис. 128) со штоком 4, перемещающимся в
сфери-
ческой опоре. С правой стороны опоры ввернут
установочный винт 3 (см. рис. 129), который фиксирует
рычаг в нейтральном положении. В рабочем
положении винт должен быть вывернут.
Коробка десятиступенчатая передач модели 15 (рис. 136)
Рис. 136. Коробка передач десятиступенчатая модели 15:
1 - коробка передач основная пятиступенчатая; 2 - втулка распорная; 3 - прокладка уплотнительная; 4 - делитель передач; 5 - подшипник передний роликовый ведущего вала; 6 - вал ведущий; 7 - гайка кольцевая; 8 - шайба; 9 - муфта синхронизатора; 10 - прокладки регулировочные; 11 - крышка заднего подшипника ведущего вала
состоит из основной пятиступенчатой коробки передач 1 и переднего двухступенчатого редуктора делителя 4 передач.
Основная пятиступенчатая коробка передач модели
15 максимально унифицирована с коробкой передач
модели 14, кроме небольшого числа деталей,
изменение
конструкции которых вызвано применением делителя
передач. Конструктивные изменения в основной
коробке передач перечислены ниже:
— изменена конструкция ведущего вала 6 и крышки
11 заднего подшипника; между крышкой и картером
коробки передач отсутствует уплотнительная
прокладка;
— передней опорой ведущего вала является роликовый
подшипник 5, расположенный в расточке
ведущего вала делителя;
— вместо маслонагнетающего кольца на валу
на
шлицах закреплена гайкой муфта 9 синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного
вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника
промежуточного вала ограничивает распорная
втулка 2, которая одновременно является
и
маслоотражательной шайбой;
— масляные ванны коробки передач и делителя
сообщаются между собой двумя
отверстиями, имеющимися
в нижней части переднего торца коробки
передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход ведущего вала регулируется
стальными
прокладками 10 толщиной 0,2 и 0,3 мм.
Делитель передач (рис. 137)
Рис. 137. Делитель передач:
1 - прокладки регулировочные; 2 - вал ведущий; 3 - кольцо маслонагнетающее; 4 - шарикоподшипник; 5 - крышка задняя подшипника ведущего вала; 6 - крышка люка; 7 - синхронизатор делителя в сборе; 8 - шестерня ведущего вала; 9 - подшипники шестерни ведущего вала; 10 - роликоподшипник задний; 11 - вал промежуточный
— механический, редуктор
состоит из одной пары цилиндрических шестерен,
ведущего 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора
7 и механизма переключения передач.
Управление
механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход ведущего вала регулируется набором
металлических прокладок 1 толщиной 0,2 и 0,3 мм,
устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружной
обоймой шарикоподшипника. На переднем
конце вала эвольвентные шлицы двумя
проточками
разделены на три венца. Зубья крайних венцов
тоньше зубьев среднего венца для
создания «замка»,
предотвращающего самовыключение
передач в делителе.
На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор 7 инерционного типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых
подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает
масло по наклонным сверлениям ведущего вала в его
внутреннюю полость, откуда
оно попадает в каналы
ведущего и ведомого валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм переключения делителя передач закреплен на картере делителя слева.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач (рис. 138)
Рис. 138. Привод управления механизмом переключения передач:
1 - кран управления делителем; 2 - опора рычага переключения передач; 3 - переключатель крана; 4 - рычаг переключения передач; 5 - трос крана управления с оплеткой; 6 - головка передней тяги управления; 7 - рычаг наконечника; 8, 22 - контргайки; 9, 21 - винты установочные; 10 - тяга передняя управления; 11 - сухарь шаровой опоры; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - втулка шаровой опоры; 14 - пружина; 15 - крышка; 16 - рычаг передней тяги; 17-тяга промежуточная; 18 - фланец стяжной регулировочный; 19 - болт; 20 - опора; 23 - шток рычага переключения передач; 24 - болт крепления регулировочного фланца
состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага
переключения передач, укрепленной на переднем
торце блока цилиндров двигателя,
передней 10 и
промежуточной 17 тяг управления, которые
перемещаются
в сферических втулках 13 из металлокерамики,
втулки уплотнены резиновыми
кольцами 12
и поджаты пружиной 14 к сухарю 11.
Сферические
опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна
опоры 2 и в картере маховика.
Опора
промежуто
чной тяги установлена на картере сцепления.
На задний конец промежуточной тяги навернут
на
резьбе и закреплен двумя
стяжными болтами 24
регулировочный фланец 18.
Опора рычага переключения передач (рис. 139)
Рис. 139. Опора рычага переклю- чения передач:
1 - кронштейн; 2 - опорная шайба; 3 - чехол; 4 - рычаг наконечника; 5 - уплотнитель люка; 6 - пружина; 7 - полиуретановая втулка; 8 - установочный винт
состоит из кронштейна 1, гофрированного уплотнителя
5 люка, пружины 6 уплотнителя, укороченного
рычага 4 переключения передач, который
сфери-
ческой частью опирается на полиуретановую втулку
7, гасящую вибрацию рычага. Сверху сфера поджата
через опорную шайбу 2
пружиной. Установочный
винт 8 фиксирует рычаг переключения в нейтральном
положении при регулировке привода. В рабочем
положении болт должен быть вывернут
и застопорен
контргайкой.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 15 отличается от привода коробки передач модели 14 удлиненной промежуто чной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (см. рис. 138) крана управления делителем.
Пневматическая система переключения передач делителя (рис. 140)
Рис. 140. Пневматическая схема системы управления делителем передач:
1 - клапан включения делителя; 2 - упор штока клапана; 3 - кран управления; 4 - клапан редукционный; 5 - механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I - из пневмопривода тормозов; H, В - низшая и высшая передачи в делителе
состоит из следующих основных
сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3
управления, механизма 5 переключения
передач делителя
с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения
делителя передач, упора 2 клапана и воздуховодов.
Воздух из ресивера IV контура привода вспомогательной
тормозной системы под давлением 608...736
кПа (6,2...7,5 кгс/см2) подается на вход редукционного
клапана 4, на выходе из клапана поддерживается
постоянное давление, равное 387...436 кПа (3,95...4,45
кгс/см2), величина которого регулируется
прокладками,
установленными на корпус пружины.
Кран 3 управления делителем (см. рис. 140) в зависимости от положения золотника направляет воздух, поступающий из редукционного клапана, в одну из полостей под поршни воздухораспределителя 6 и перемещает золотник воздухораспреде- лителя в одно из двух крайних положений, подготавливая, таким образом, подачу воздуха в полость А или С силового цилиндра.
Предварительный выбор передачи в делителе
производится
перемещением рычага переключателя крана
в положение В или Н, который через трос, заклю-
ченный в оплетку, перемещает золотник крана.
Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (рис. 141)
Рис. 141. Клапан включения делителя передач:
1 - корпус пружины клапана; 2 - прокладка; 3 - пружина впускного клапана; 4 - корпус клапана; 5 - сапун; 6 - прокладка уплотнительная; 7 - крышка клапана; 8 - шток клапана; 9 - пылепредохранитель штока; 10 - ограничитель штока; 11 - шплинт разводной; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - шайба упорная; 14 - пружина штока; 15 - клапан впускной
включения делителя передач,
открывание
которого осуществляется упором 2 (см. рис.
140), закрепленным на толкателе поршня пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.
Смотрите также
ПРЕДПУСКОВОЙ ПОДОГРЕВАТЕЛЬ 15.8106
Предпусковой подогреватель предназначен для
разогрева холодного двигателя и автоматического
поддержания теплового состояния двигателя и кабины,
независимо от работы дизельного двигателя.
Эксплуата ...
Стеклоочиститель стекла задка. Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поверните рычаг щетки в
вертикальное положение и
отверните гайку его
крепления.
2. Снимите рычаг щетки с
валика механизма
стеклоочистителя.
3. Снимит ...
Рычаг стояночного тормоза - Сборка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сборку рычага стояночного тормоза проводят в порядке,
обратном снятию, смазав предварительно тонким слоем
смазки Литол–24 зубчатый сектор и собачку. При установке
кнопк ...